Статьи

Бензопилы. Эксплуатация и обслуживание.

Бензиновая или электропила есть практически в каждом дачном хозяйстве. Как правильно и безопасно ее эксплуатировать, при этом сохраняя высокую производительность?

 

Качество бензопилы определяется ее тремя основными частями: пильной цепью, направляющей шиной и ведущей звездочкой. При осуществлении пильных работ все они действуют как единый пильный аппарат.  У любой пилы пилит не мотор, а пилит пильный аппарат.

 

Пильная цепь


Цепи электро- и бензопил состоят из звеньев трех типов: соединительные, ведущие и режущие.

Соединительные звенья - объединяют цепь в единое целое и являются связующим элементом двух других типов звеньев.

 

Ведущие звенья – передают вращение от двигателя через ведущую звездочку на цепь, а так же направляют ее движение на пильной шине. Они равномерно распределяют смазку от масляного насоса по всей длине цепи.

 

Режущие звенья – отвечают за качество и глубину пропила. Они состоят из двух частей – режущего элемента и ограничителя глубины пропила. Режущая верхняя грань звена всегда является самой широкой частью цепи и шины, поэтому пропил получается  широким и не мешает вращению цепи. Расстояние между режущей кромкой и ограничителем пропила определяет глубину реза пилы. С повышением этого расстояния растет уровень вибрации пилы, поэтому здесь важен оптимальный компромисс. Зуб ограничителя должен быть на 0,5-0,8 мм ниже режущего зубца.

 

Режущие зубья бывают правосторонние и левосторонние и чередуются по порядку. По профилю режущей кромки  они разделяются на кромки с острым углом (семерка) и закругленным (серп).

 

Заточка цепиВидео заточки цепей и техника безопасности при работе с бензопилой.

 

Цепи с режущей кромкой с острым углом отличаются высокой производительностью и скоростью пиления. Они имеют меньшую площадь контакта с деревом и, следовательно, меньшее сопротивление резанию. Данные виды цепей чаще используют профессионалы. Но у них есть существенный недостаток: они чувствительны к контакту с абразивной средой. Цепь с семеркообразной режущей кромкой очень быстро тупится. Она так же требовательна к правильным углам заточки.

 

Цепь с серпообразным профилем менее эффективна, так как имеет большую площадь контакта с древесиной, но данный недостаток окупается простотой заточки. Она не так болезненно реагирует на контакты с загрязненной древесиной и абразивной средой.

 

Рабочие характеристики режущего звена определяются многочисленными факторами, а именно: углом заточки верхней грани, ее рабочим и режущим углом. Так же  углом боковой грани (угол атаки) и высотой ограничителя пропила. Необходимо четко выдерживать значения этих параметров, так как они существенно сказываются на производительности пилы.

 

Шаг цепи является главным показателем производительности пилы и рассчитывается как одна вторая расстояния между тремя заклёпками последовательных соединительных звеньев цепи. В мировой практике существует единая система измерения шага цепи, согласно которой он обозначается в дюймах, и может равняться 0,325", 3/8" (0,375") или 0,404".

 

Натяжение цепи


Натяжение цепи важный параметр, который следует контролировать. Проверяется он простым оттягиванием цепи  по середине шины. Если вам удается оттянуть цепь на 2-4 мм вверх, то натяжение в порядке. Слабое натяжение цепи — основная причина повреждения ведущей звездочки. Перетяжка цепи усиливает ее износ и увеличивает нагрузку на двигатель и звездочку, увеличивая расход топлива.

Никогда не натягивайте цепь сразу после пиления. Натянутая в горячем состоянии цепь при охлаждении может сжаться и будет перетянута, что приведет к преждевременному выходу пильного аппарата из строя.

 

 Длина шины

 

Длина шины – это параметр, который определяет, какой диаметр бревна, дерева или иного объекта, может распилить данная цепная пила. Длина шины напрямую связана с сопротивлением, которое оказывает шина вращательному моменту коленчатого вала двигателя, то есть чем длиннее шина, тем больше сопротивление. И если у бензопилы будет недостаточно мощности, к работе придется прикладывать дополнительные усилия, что будет способствовать преждевременному износу пильной гарнитуры и двигателя, а также сверхнормативному расходу топлива.

 

Именно, в связи с этим, для каждой пилы предусмотрена своя максимальная, рекомендуемая производителем, длина шины соответствующая её мощности, меньше которой использовать можно, а большая длина уже нежелательна. Для пил бытового назначения обычно применяются шины длиной 35-40 см, а для полупрофессиональных и профессиональных 40-70 см. Обязательно следует учитывать, что длина шины должна быть согласована с мощностью пилы. 

 

Когда следует точить цепь?

 

Не существует точных нормативов по срокам заточки цепи — профессионал подтачивает цепь несколько раз в день по мере затупления. Это зависит от того, как часто вы пользуетесь пилой, и когда вы чувствуете, что пиление проходит медленнее, значит пора заточить цепь. Если шину «уводит» — цепь также требуется заточить. 


Стружка хорошо показывает состояние цепи пилы. При хорошо заточенной (острой) цепи стружка будет однородной, а опилки приблизительно квадратной формы. При сточенной цепи, в стружке будет много пыли, а опилки будут напоминать иголки, как от ручной ножовки.

Помните, что пилить нужно только заточенной цепью, на максимальных оборотах двигателя и не прикладывая усилия на пилу (не давить). 

Заточка цепей

 

Заточка цепей один из важнейших элементов регулярного обслуживания пилы.  Здесь нужно контролировать несколько параметров: остроту режущей кромки, высоту ограничителя пропила и режущих звеньев.



Если данные параметры будут нарушены,  то производительность цепной пилы будет резко снижена. Кроме того, повысится ее вибрация и увеличится нагрузка на двигатель. Это особенно опасно для электропилы, так как двигатель может просто сгореть от повышенной нагрузки.  В экстремальных ситуациях, может произойти даже разрыв цепи.

 

Говоря об обслуживании цепей, следует различать понятия «правка» и «заточка».

Правка — это заточка с помощью специального набора, в состав которого входит один или несколько разных напильников, а также разнообразные приспособления, помогающие выдержать нужные углы.

 

Заточку же проводят на специальном станке. Рекомендуется делать не более трех заточек, после чего цепь нужно менять на новую.

 

Править цепь рекомендуется регулярно, в идеале — каждый раз перед началом работы, а также после контакта движущейся цепи с землей, песком или другим подобным  «абразивом», который происходит при касании земли концом шины или пилении загрязненной древесины.

 

Затачивать на станке — изредка, по мере необходимости, когда накопившиеся огрехи трудно убрать вручную.

 

Для заточки цепей используют два вида напильников: плоский и круглый. Плоский напильник используют для заточки верхней и боковой кромки режущего звена. Круглым напильником правят ограничитель пропила.

 

Все напильники подбирают индивидуально для каждого размера цепи. Производители комплектуют напильники специальными оправками, упрощающими выдержку углов заточки. При заточке цепи важно соблюдать направление рабочего движения напильника в одну сторону, а так же количество движений на один зубец. Данный принцип обеспечит равномерное стачивание цепи.

 

Важно выдерживать глубину пропила цепи, поэтому при уменьшении расстояния между режущей кромкой и ограничителем пропила, последний необходимо подточить. Проверяйте регулировку ограничителя глубины пропила после каждых 3-4 правок цепи. Для контроля данного параметра применяется калиброванная пластинка с прорезью. Ее надевают на режущий зубец

и плоским напильником стачивают выглядывающий из прорези ограничитель до уровня калибра.

 

Вначале производите затачивание режущих зубьев. Наложите на цепь шаблон для заточки.

Стрелки на шаблоне должны указывать в сторону движения цепи. Производите затачивание легким и размеренным движением, нажатие вперед должно производиться под углом к шине пилы. Угол наклона может быть различным и зависит от шага цепи. На каждый зуб должно приходиться одинаковое количество движений. 

Затачивайте один зуб справа и один слева. Если вы зажали шину пилы в тиски, то легче всего затачивать вначале с одной стороны каждый второй зуб и затем каждый второй зуб с другой стороны.

 

Если вы будете затачивать зуб-ограничитель без шаблона, вы можете спилить его слишком низко. Цепь тогда будет «съедать» много дерева, это увеличивает риск отдачи, усиливает вибрацию и ухудшает точность пиления.

 

Все зубья следует затачивать на одинаковую длину. Ориентироваться надо на длину самого затупившегося зубца.

 

Поверхности режущей кромки на  заводе обрабатывается. Ей придается дополнительная  поверхностная твердость. При заточке это все уходит. Таким образом, много раз заточенные цепи ходят заметно меньше, чем новые.

 

Никогда не обтачивайте и не меняйте форму вершин амортизирующих соединительных и ведущих звеньев.

 

Смазка цепи

 

Постоянная подача масла на направляющую шину, цепь и ведущую звездочку жизненно необходима для нормальной работы пилы. 
Применяйте только специальное масло для цепей. Использование пилы без смазки или применение для смазки цепи и шины таких масел, как гидравлическое, трансформаторное, масло для двигателей внутреннего сгорания или так называемой «отработки» приводит к преждевременному выходу их строя пильного аппарата, особенно пильной цепи и шины. 

Каждая новая цепь перед использованием должна пройти обкатку

 

  • Установив новую цепь на бензопилу с новой звездочкой, запустите двигатель пилы и, прежде чем производить пиление, погоняйте цепь на малых и средних оборотах в течение 30-60 секунд. Это делается для того, чтобы масло для смазки цепи могло попасть на все смазываемые части цепи и шины, чтобы цепь и звездочка хорошо разогрелись и «приработались» друг к другу.
  • Заглушите двигатель, проверьте натяжение цепи. Вы увидите, что цепь незначительно вытянулась и провисла. Это нормальное явление.
  • Дайте цепи остыть.
  • Натяните цепь.
  • Произведите несколько пропилов, прикладывая слабые усилия.
  • Проверьте натяжение цепи. При необходимости отрегулируйте натяжение цепи, предварительно дав ей остыть.
  • Долейте масло в систему смазки цепи и шины после выполнения этих пропилов.

 

Замена шины и цепи влечёт за собой смену ведущей «звёздочки», так как они должны соответствовать друг другу.

http://dachniki-online.ru/
Нет комментариев