Порядок оформления участка

Порядок оформления земельного участка в собственность

При самостоятельном оформлении права собственности на земельный участок человек, как правило, сталкивается с тем, что нигде не прописан механизм и порядок сбора необходимых документов, порядок обращения в нужные инстанции. Для того чтобы понять куда идти и с чего следует начать, необходимо определиться к какой категории земель относится земельный участок, который вы хотите оформить (садовые, дачные участки, земли с/х назначения, земли населенных пунктов и т.д.). В зависимости от ваших целей требуются разные формы бланков, документы.

Оформление земельного участка определяется по правилам, установленным федеральным и региональным законодательством.

1. Федеральный закон от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" (Закон "О дачной амнистии")
2. "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
3. Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"
4. Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"
5. Федеральный закон от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
6. "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
7. Федеральный закон от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества"
8. Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
9. Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"
10. Федеральный закон от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве"
11. Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"

 

Алгоритм получения желаемого результата будет варьироваться и от вида земель, и от состояния документов по земле и строений, расположенных на ней. В каждом конкретном случае объем необходимых действий различен, но наиболее общие положения и инструкции мы постараемся прописать в данной статье. Итак, для оформления своего земельного участка, вам необходимо:

1. Заказать сведения из государственного земельного кадастра (ГЗК). Для этого, опять же, в зависимости от того, к чему этот участок относится, определяем к кому обращаться. Если это земли населенных пунктов – идем к главе муниципального образования за "ситуационным планом", если это СНТ – к Председателю СНТ за Выкопировкой из генплана.
Для того, чтобы заказать ГЗК необходимо иметь: Оригинал и копию правоустанавливающего документа на землю (обычно это свидетельство), паспорт — если собственник, или доверенность, если собственник – юридическое лицо.

2. Обратиться в организацию, производящую межевание (геодезию) вашего участка. Геодезия или межевание, представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ землепользований, определению их местоположения и площади, а также юридическому оформлению полученных материалов. При проведении любых операций с земельными участками необходимо провести землеустроительные работы, которые включают в себя обмеры участка, формирование пакета документов (межевого дела) и последующую сдачу его в соответствующие государственные органы.

Список необходимых документов для проведения межевого дела землеустроительного участка:

- находящегося в собственности в сельском (поселковом) населенном пункте:

1. Сведения ГЗК. Представляет собой первый лист кадастрового паспорта земельного участка — форма B.1.
2. Свидетельство о праве собственности на землю (копия). 
3. Основание к имеющемуся свидетельству (копия). Берется только в случае ошибки или исправлении в свидетельстве.
4. Доверенность (при необходимости) — (копия). 
5. Ксерокопия паспорта владельца участка (если нет доверенности). 
6. Два акта согласования границ со смежниками — в оригинале (заверенные печатью главы сельской администрации). В случае возникновения проблем с согласованием границ участка можно воспользоваться публикацией в газете.
7. Справка об отсутствии арестов и запретов на участок (выдает сельская (поселковая) администрация) — в оригинале. 
8. Справка об отсутствии коммуникаций — в оригинале. 

При оформлении наследства добавляется:
9. Свидетельство о смерти (копия).
10. Справка об открытии наследственного дела.

- находящегося в собственности в садоводческом товариществе «С/Т, СНТ, КИЗ, ТИЗ»:

1. Сведения ГЗК. Представляет собой первый лист кадастрового паспорта земельного участка — форма B.1.
2. Выписка из протокола общего собрания о назначении председателя. 
3. Свидетельство о праве собственности на землю (копия, заверенная нотариусом). 
4. Постановление о выделении земельного участка (копия, заверенная нотариусом). Если имеется регистрационное свидетельство на право собственности, то постановление не требуется. 
5. Доверенность (при необходимости) — (копия, заверенная нотариусом). 
6. Ксерокопия паспорта владельца участка (если нет доверенности). 
7. Два акта согласования границ со смежниками — в оригинале (заверенные печатью садового товарищества). Пример заполнения акта согласования. 
8. План на земельный участок (заверенный печатью председателя «с/т») с указанием смежных границ. Если план отсутствует, необходимо взять выкопировку из генерального плана участка у председателя садоводческого товарищества (заверенную печатью председателя «с/т»). 
9. Справка об отсутствии арестов и запретов на участок (выдает председатель с/т) — в оригинале. 
10. Справка об отсутствии коммуникаций — в оригинале. 
11. Расписки соседей и председателя с/т о вручении извещений (расписка от председателя должна быть заверена печатью). 

При оформлении наследства добавляется:
12. Свидетельство о смерти (копия, заверенная нотариусом). 
13. Справка об открытии наследственного дела.

- находящегося в собственности в черте города

1. Сведения ГЗК. Представляет собой первый лист кадастрового паспорта земельного участка — форма B.1.
2. Свидетельство о праве собственности на землю (копия). 
3. Основание к имеющемуся свидетельству (копия).
4. Доверенность (при необходимости) — (копия, заверенная нотариусом). 
5. Ксерокопия паспорта владельца участка (если нет доверенности). 
6. Два акта согласования границ со смежниками — в оригинале.
7. План на земельный участок (заверенный печатью) с указанием смежных границ (может выдать геодезист при необходимости).
8. Справка об отсутствии коммуникаций — в оригинале. 
9. Расписки соседей, главы сельсовета о вручении извещений (расписка от главы сельсовета должна быть заверена печатью).
10. Извлечение из техпаспорта БТИ (в случае если есть строения на постоянной основе), либо ксерокопия регистрационного свидетельства на дом.

При оформлении наследства добавляется:
11. Свидетельство о смерти (копия, заверенная нотариусом). 
12. Справка об открытии наследственного дела.

 находящегося в сельском (поселковом) населенном пункте в случае выкупа или приватизации:

1. Постановление о предварительном месте размещения земельного участка и утверждении границ земельного участка (если копия, то заверенная у нотариуса).
2. Ксерокопия топографического плана — (согласованного с хозяйствами). 
3. Оригинал генерального плана (проект границ). 
4. Доверенность на прохождение кадастрового учета от сельской (поселковой) администрации. 
5. Ксерокопия паспорта владельца участка. 
6. Два акта согласования границ со смежниками — в оригинале (заверенные печатью главы сельского округа).
7. Справка об отсутствии арестов и запретов на участок (выдает председатель с/т) — в оригинале. 
8. Справка об отсутствии коммуникаций — в оригинале. 
9. Расписки соседей, главы сельсовета о вручении извещений (расписка от главы сельсовета должна быть заверена печатью).
10. Доверенность (при необходимости) — (копия, заверенная нотариусом).

- при первичной приватизации в садоводческих товариществах (С/Т, СНТ, КИЗ, ТИЗ):

Для отдела управления Роснедвижимости (Земельного комитета):

1. Свидетельство на все садовое товарищество (копия, заверенная председателем c/т, либо печатью земельного комитета. 
2. Основание к имеющемуся свидетельству — постановление (копия, заверенная председателем c/т). 
3. Постановление о регистрации c/т (копия, заверенная председателем c/т). 
4. Постановление об утверждении границ c/т. 
5. Постановление об утверждении проекта организации и застройки c/т (заверяет председатель c/т). 
6. Список членов c/т. 
7. Если есть свидетельство в котором говориться, что СТ переименовалось в СНТ (не заверять). 
8. Устав СНТ (не заверять). 
9. Выписка из протокола общего собрания, либо справка о том, что человек был принят в члены с/т на основании протокола с выделением участка. 
10. Копия членской книжки (не обязательно). 
11. Выкопировка из ген. плана. 
12. Справка об отсутствии арестов и запретов на участок (выдает председатель с/т) — в оригинале. 
13. Справка об отсутствии коммуникаций — в оригинале. 
14. Два акта согласования границ со смежниками — в оригинале (заверенные печатью председателя садового товарищества). Пример заполнения акта согласования. 
15. Расписки соседей, председателя с/т о вручении извещений (расписка от председателя с/т должна быть заверена печатью).
16. Ксерокопия паспорта владельца участка (если нет доверенности).

Для кадастровой палаты: 
1. Ходатайство от правления садового товарищества. 
2. Доверенность.


3. После получения землеустроительного дела (описания земельного участка) у геодезистов, обращаемся в Управление Роснедвижимости по Новосибирской области с заявлением о постановке участка на кадастровый учет или о внесении текущих изменений. С собой необходимо иметь ксерокопию правоустанавливающего документа и паспорт.
4. После получения кадастрового паспорта земельного участка (если оформляем только землю, без строений) отправляемся в Управление Федеральной Регистрационной службы по Новосибирской области.
Все собранные вами документы предоставляются в двух экземплярах (с копиями). Сдаете документы на регистрацию и в назначенный день получаете.

С момента государственной регистрации права собственности на земельный участок Вы становитесь его собственником и можете им распоряжаться по своему усмотрению.