Это интересно

История церкви Николая Чудотворца на Сойкинском погосте

Церковь Николая Чудотворца на Сойкинском погосте располагается на территории несуществующего ныне села Сойкино (урочище Сойкино), на Сойкинском полуострове. Сам полуостров находится на южном берегу Финского залива и в административном отношении принадлежит Вистинскому сельскому поселению Кингисеппского района Ленинградской области. С запада Сойкинский полуостров омывается водами Лужской губы, с востока — Копорского залива. Указанный храм стоит в центральной части полуострова, на вершине Сойкинской возвышенности, наибольшая высота которой составляет  136 м над уровнем моря (по данным некоторых военных карт — 137 м).

Исторически храм имел официальное название «церковь святителя Николая Чудотворца в селе Сойкино». В литературе он назывался Николаевской церковью в Сойкине, а в обиходе — Никольской церковью. Позже, когда село оказалось заброшено, официально стали употребляться названия «Церковь Николая Чудотворца на Сойкинском погосте» и «Церковь Николая Чудотворца на Сойкинском полуострове». В настоящее время среди местного верующего населения бытует также название «Сойкинская святыня». По распространённой в исторической литературе версии само название «Сойкино» произошло от ижорского слова Soikkola и означает «полуостров», «мыс», и «жители с этого мыса».

Сохранившаяся до сего дня народность ижора (ижоры или ижорцы) является одним из древнейших обитателей Сойкинского полуострова и всей приморской части современного Кингисеппского района. Ещё более древними жителями этого края считаются представители народности водь или вожане. Водь и ижора относятся к прибалтийско-финским народам. В русских летописях они упоминаются уже в IX веке под общим именем «чудь». (Такой же термин употреблялся и в более узком смысле, например, в отношении эстов, предков современных эстонцев. Доказательством тому — название Чудского озера.) Нельзя исключать, что водь и ижора, упомянутые летописцем под общим термином «чудь», участвовали вместе с новгородскими славянами в призвании варяжских князей. Если такое предположение верно, то древнейшее население Кингисеппского района причастно к созданию древнего Русского государства, первыми столицами которого были Ладога и Новгород, а затем Киев.

По языку и культуре водь наиболее близка к эстонцам и ливам. По всей видимости, это племя переселилось сюда из Восточной Эстонии, так как местность к северу от современного города Тарту (древний русский Юрьев и немецкий Дерпт) была известна под именем Вадья (Vagja). Также эстонцы называют и территорию восточнее реки Наровы — Вадьямаа, что означает «Земля води». Такой же перевод имеет и средневековое немецкое название территории нынешнего Кингисеппского района и всей западной части современной Ленинградской области — Ватланд. В западных хрониках и на европейских картах этим именем называлась Водская земля и Водская пятина Новгородской республики.

 Ижоры появились на южном побережье Финского залива несколько позже води и заняли территорию восточнее неё. По своему происхождению это племя связано с карелами и финнами-суоми. Сами ижоры долгое время называли себя карелами и считали свой язык карельским. Древнейшие ижорские захоронения на берегу Лужской губы и Копорского залива датируются XI — XII веками.

В русских летописях ижора впервые упомянута под 1228 годом. В это время она совместно с новгородцами отражала набег финского племени емь, или ямь (хяме). Ижоры участвовали в знаменитой Невской битве 1240 года со шведами, сражаясь на стороне князя Александра Ярославича. В 1256 году этот князь крестил часть ижор по православному обряду. Однако православие среди них, как и среди води, утвердилось далеко не сразу. Этот процесс растянулся на несколько столетий. Такое положение объяснялось религиозной политикой Великого Новгорода в отношении неславянских народов, когда финно-угры Новгородской республики в своей внутренней и религиозной жизни были предоставлены сами себе. Даже оказавшись в составе Московского государства, они сохраняли институт языческих жрецов — арбуев. Для борьбы с ними и для окончательного утверждения в приморской части ньшешнего Кингисеппского района православия в 1534-м и 1548 годах сюда были посланы две карательные экспедиции во главе с православными миссионерами. Только после этих мер православие на Сойкинском полуострове получило более широкое распространение и поддержку. По всей видимости, это было закреплено строительством на Сойкиной горе православного храма. Из имеющихся документов следует, что он был возведён до 1576 года.

В XVI столетии, к которому относятся исторические сведения о существовании храма в Сойкино, западный берег Лужской губы (Кургальский полуостров) с устьем реки Луги принадлежал Ямскому уезду. Восточный берег губы относился уже к Копорскому уезду. Стоявшие на этом берегу «деревни на Сойкиных горах у моря» упоминаются Писцовой книгой в составе крайнего западного Каргальского погоста Копорского уезда.

В том же веке окончательному утверждению православия на Сойкинском полуострове помешали важные военные и политические события. Первым среди них стало поражение России в Ливонской войне (1558 — 1583) и захват Швецией ближайших к Сойкино русских городов Ям Ивангород и Копорье.

В 1590 году царь Фёдор Иоаннович начал новую войну. Как только Ям и его уезд были заняты русскими войсками, здесь тут же были уничтожены шведские лютеранские храмы и восстановлены русские православные. Однако начавшаяся Смута и новая война со шведами в значительной мере перечеркнула эти успехи.

По Столбовскому миру 1617 года всё южное побережье Финского залива вместе с расположенными здесь городами перешло в состав Швеции. Вместо прежних уездов в Ижорской земле возникли Ивангородский, Ямский и Копорский лены, а сама Ижорская земля, в состав которой входил Сойкинский полуостров, стала Ингерманландией, или Ингрией.

Мирный договор между Москвой и Стокгольмом гарантировал свободу православного вероисповедания в Ижорской земле, однако на практике чинились препятствия. В случае смерти православного священника шведские власти запрещали приглашать нового. В результате приход оставался без пастыря. Одновременно шведские власти проводили политику распространения протестантизма в форме лютеранства. В результате такой политики количество православных церквей в Ингерманландии сократилось с 48 в 1630 году до 20 в 1655-м. К 1656 году здесь имелось всего семь православных священников.

Оставшееся верным православию русское, ижорское и водское население уходило в пределы Московского государства, граница которого проходила южнее современного города Кингисеппа (Яма). В то же время в указанный район начался приток лютеран-финнов из шведской Финляндии. Первые переселенцы-лютеране стали переселяться сюда ещё с конца XVI века, когда в результате Ливонской войны Ям, Ивангород и Копорье впервые оказались под властью Швеции. К концу шведского правления в Ямском лене было уже 62% лютеран. Преобладание православного населения из всех ленов Ингерманландии сохранялось только в Ивангородском лене.

В XVII-м и начале XVIII века Сойкинский полуостров входил в состав Копорского лена и относился к Западному Каргальскому погосту. Это видно из доступных карт того времени. На шведской карте 1704 года село Сойкино указано как главный населённый пункт побережья Лужской губы, в котором имеется храм.

 Территория Сойкинского полуострова и всей Ижорской земли была возвращена России в результате Северной войны (1700 — 1721), что и было зафиксировано на карте. В октябре 1708 года «у Сойкиной горы», вблизи деревни Кривые Ручьи (Криворучье) произошёл крупный бой, в результате которого русские войска под командованием Апраксина одержали победу над шведским корпусом под командованием генерала Любекера. В июне 1712-го в Лужскую губу на яхте «Лизет» прибыл царь Пётр I. Он лично промерил глубину дна в устье реки Луги, чтобы убедиться, можно ли здесь устроить порт для военных кораблей.

 Православие на Сойкинском полуострове окончательно победило только после окончания Северной войны. В 1726 году в Сойкино, вместо прежней обветшавшей церкви, была построена деревянная, на каменном фундаменте и с железной крышей. Она стала главным храмом и оплотом православия в этой части побережья Финского залива. В 1729-м и 1766 годах Сойкинская церковь перестраивалась. Как следует из анализа русской карты 1770 года, в то время данный храм, как и сегодня, был посвящен святителю Николаю. Тогда он являлся центром Никольского погоста Копорского уезда. Позже Сойкинский полуостров вошёл в состав Ямбургского уезда.

В 1849 году церковь в Сойкино снова перестраивалась (была освещена в 1850-м). На топографической карте Санкт-Петербургской и Выборгской губерний 1866 года она указана как единственный храм Сойкинского полуострова. Ближайшие к ней крупные православные храмы располагались лишь в Котлах и Копорье (к тому времени Копорье потеряло статус города, превратившись в село).

Перестроенная церковь в Сойкино была холодной. Поэтому стараниями Нарвского купца Иоанна Адрианова, крестьянина Алексеева и потомственного почётного гражданина Иванова, на средства прихожан и петергофского купца Ивана Андреевича Петрова, вместо деревянной церкви был построен новый — тёплый, каменный — храм. Здание отапливалось, снаружи и внутри было оштукатурено и выкрашено. Главный алтарь посвящен св. Николаю Чудотворцу, пределы — Петру и Павлу и святому пророку Илии.

Новый храм освящали 18-го и 19 сентября 1883 года. Благочинным являлся протоиерей Иоанн Любимов, настоятелем — священник Андрей Боротинский, его помощником священник Алексей Братолюбов. Церковным старостою был избран крестьянин Александр Евстафиев из деревни Сменково.

Причт изначально составляли два священника, диакон, два дьячка, пономарь и просвирня. Когда 10 деревень были отчислены к приходам Кракольскому и Валговицкому, вакансии диакона и пономаря оказались упразднены.

Приход Сойкинского храма составляли жители дальних и близлежащие деревень. Все они, кроме одной русской деревни Малое Стремленье, были ижорскими (по другим данным единственной русской деревней на Сойкинском полуострове являлись Ручьи).

Прихожан насчитывалось мужского пола 2212 душ, женского — 2360. В 1899 году в приходе, кроме села Сойкино, состояли деревни Евсеева Гора, Дубки, Сменково, Кошкино, Суйда, Мишино, Югантово, Слободка, Косколово, Ручьи, Вистино, Валяницы, Воцкий Конец, Андреевщина, Горки, Глинки, Гамолово, Александровка, Репино, Залесье, Логи, Колгомпя, Ловколово, Ильеши, Гарколово, Пейпия, Большое Стремленье, Малое Стремленье, Купля, Пятчино (всего 1130 дворов, 3394 мужчины, 3334 женщины).

В то время церковному приходу принадлежало 35 десятин 1225 сажень земли. Дома у причта были деревянные. Настоятель храма в Сойкино с 1882 года жил в церковном доме. Такой же дом занимал псаломщик Дмитрий Вознесенский. У прочих членов причта имелись собственные дома. При церкви находилась деревянная сторожка.

По штату 1876 года настоятель получал 240 рублей в год, его помощник — 160 руб., псаломщики — по 80 руб., просвирня — 30 руб. Ближайшая от Сойкино церковь тогда находилась в 13 верстах, в Валговицах.

В приходе имелось 10 часовен, две из которых были в Сойкино — деревянная и каменная. Деревянные часовни располагались в Югантове, Слободке, Ручьях, Горках, Колгомпя, Большом и Малом Стремленье и в имении Забалканском (Гарколове).

Первым настоятелем нового каменного Никольского храма в Сойкино значился Василий Вознесенский, переведенный отсюда в Воскресенский Новодевичий монастырь. Его помощником был Тимофей Скородумов. Вне штата на окладе дьяка состоял Фёдор Литвин.

Во второй половине XIX века (с 1862 года) священниками в Никольском храме Сойкино служили: Иоанн Покровский, Иоанн Дубровицкий, Пётр Преображенский, Пётр Здравомыслов.

По имеющимся данным, Никольский храм в Сойкино был закрыт в 1938 году (некоторые авторы ошибочно указывают 1930 год). В это время на берегу Сойкинского полуострова строилась новая Главная база Балтийского флота «Ручьи», прозванная местным населением «Вторым Кронштадтом». Для её охраны в Сойкино была установлена зенитная батарея с мощными прожекторами. Здесь же находилась радиостанция и военная комендатура. В 1941 году, при отступлении советских войск, эти объекты были подорваны, часть домов села сгорела.

В 1942-м, во время немецкой оккупации, богослужения в Никольской церкви возобновились. Духовенство, служившее в храме, приходило из Нарвы. Это были протоиерей Павел Калинкин, священник Михаил Рауд, священник Николай Недремский. В 1944 году богослужения прекратились. Как следует из имеющихся документов, село Сойкино перестало существовать вследствие событий Великой Отечественной войны. Церковь святителя Николая вновь оказалась закрыта и заброшена.

В 1995 году здание Сойкинского храма было возвращено общине посёлка Вистино и вновь освящено 22 мая 2006 года.

В настоящее время храм находится в полуразрушенном состоянии. От его внутреннего убранства практически ничего не осталось. Старинное кладбище частично разрыто и, в общем, находится в запустении. Но за самой церковью и близлежащей к ней территорией жители посёлка Вистино и соседних деревень ухаживают. В полуразрушенном храме поддерживается удивительный порядок и установлены иконы. Местные жители уже несколько лет приходят сюда помолиться. Они верят в возрождение храма. Несмотря на то, что купола и звонница давно разрушены, время пощадило крепкие стены.

http://lavra.spb.ru
Нет комментариев